EN
EN

Об институте

Институт был образован в 1930 году Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в системе Цудортранса СССР и первоначально назывался «Центральный институт автомобильного транспорта» (ЦИАТ). Еще в тридцатые годы Институт выпустил ряд важнейших документов, в том числе стандарты на автомобильное топливо и смазочные материалы, на пересечения дорог в одном уровне, на технические требования к автомобильным фарам.

Среди интересных трудов того периода можно отметить такие как «Диспетчерская система на автомобильном транспорте», «Методика тренировки шоферов на автотренажерах» и др. Тематика Института   была весьма широка, недаром заказчиками работ были многие Министерства и ведомства СССР.

В конце 30-х годов Институт был расформирован, а его архивы уничтожены. Институт был возрожден в 1939 году, когда он и получил свое нынешнее название – Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ).

Начиная с этого времени, Институт в качестве самостоятельной структурной единицы входил в систему Министерств автомобильного транспорта РСФСР и СССР.

В конце 80-х годов прошлого века в Институте работало более 1100 человек, включая его филиалы в гг. Ленинград, Ульяновск, Иркутск и Краснодар.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» создано 14 марта 2006 года на основе преобразования, ранее существовавшего с середины 90-х годов ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта».

В разные годы в НИИАТе работала целая плеяда ведущих ученых в области эксплуатации автомобильного транспорта, много сделавших для создания и упрочения репутации Института, как головного отраслевого научного центра страны. Среди тех, о ком следует вспомнить Я.М. Гольберг, работавший в Институте до 1943 года, но еще в 20-х годах своими трудами создавший предпосылки для принятия решения о его организации, Д.П. Великанов, ставший позднее членом-корреспондентом Академии Наук СССР, доктора наук Д.А. Рубец и Л.А. Бронштейн, получившие звания «Заслуженный деятель науки и техники», доктора наук, профессора  В.М. Беляев, Н.В. Брусянцев, Б.Л. Геронимус, Г.Н. Дегтярев, В.В. Ефремов, В.Н. Иванов, Б.С. Клейнер, Е.С. Кузнецов, Н.Б. Островский, В.В. Лукьянов, А.И. Федоренко, М.С. Фишельсон, М.В. Хрущев, Я.И. Шефтер, Л.И. Тульчинский, кандидаты наук И.К. Ахполов, М.Д. Блатнов, М.Я. Блинкин, И.А. Венгеров, Ю.М. Власко, Г.К. Ганченко, Д.А. Дмитриев, Ю.А. Долматовский, А.В. Запорожцев, В.А. Зязев, Г.И. Клинковштейн, А.И. Корнеев, З.С. Колясинский, В.И. Кузнецов, Г.И. Кузнецов, Е.И. Кузнецов, Н.Н. Леонов, А.М. Лисковец, А.И. Малышев, Ж.Г. Манусаджянц, О.И. Манусаджянц, А.И Морев, Э.Е. Мун, Е.Б. Пасхин, Л.Я.  Рошаль, М.Д. Столярова, Ф.В. Туровский, А.С. Шустов, и другие. Нет возможности перечислить всех тех, кто достоен быть упомянутым. Школу НИИАТ прошли ныне здравствующие и продолжающие активно работать в вузах страны доктора наук и профессора Н.О. Блудян, В.И. Ерохов, А.В. Колик, В.И Сарбаев.

И сегодня в стенах Института работают люди, отдавшие ему не один десяток лет, и, по-прежнему, являющиеся одними из ведущих специалистов в своих областях знаний –   к.т.н. В.В. Донченко, к.т.н. В.В. Комаров, д.э.н. О.Ю. Матанцева, к.т.н. В.А. Окружнов, к.т.н. Ю.В. Андрианов, к.э.н. И.И. Батищев, к.т.н. К.А. Ибраев, д.т.н. И.В. Спирин, к.т.н. Н.Н. Шмырева и другие.

Год образования Наименование института
1930 Центральный институт автомобильного транспорта (ЦИАТ)
1932 Центральный автоэксплуатационный научно-исследовательский институт (ЦАНИИ)
1939 Центральный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (ЦНИИАТ)
1953 Всесоюзный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (ВНИИАТ)
1956 Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ)
1998 Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ)»
2005 Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ)»
Руководители института
Капустин Константин Арсеньевич
1939-1941 г.г.
Левашев Алексей Михайлович
1941 г.
Великанов Дмитрий Петрович
1941-1946 г.г.
Бурков Михаил Семенович
1946-1955 г.г.
Островский Николай Борисович
1955-1975 г.г.
Иванов Виктор Николаевич
1975-1984 г.г.
Кузнецов Геннадий Ильич
1984-2000 г.г.
Венгеров Игорь Анатольевич
2000-2005 г.г.
Донченко Вадим Валерианович
2005-2011 г.г.
Титов Игорь Вадимович
2011-2014 г.г.
Мещеряков Терентий Владимирович
2014-2015 г.г.
Васильков Алексей Александрович
с 2015 г.

В настоящее время ОАО «НИИАТ» продолжает оставаться ведущим научно-исследовательским центром в области проблем эксплуатации автомобильного транспорта. В нем работает 80 человек, из них 6 докторов и 14 кандидатов наук. В Институте функционируют 10 научно-исследовательских отделов и 2 сектора. Институт является разработчиком практически всех нормативных и нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование автотранспортной отрасли.

Научно-исследовательские работы ведутся по следующим направлениям:

· управление перевозками пассажиров и грузов;

· техническая эксплуатация автомобильного транспорта;

· безопасность дорожного движения и перевозок;

· устойчивое развитие городских транспортных систем;

· техническое регулирование на автомобильном транспорте;

· транспортное планирование и моделирование;

· экономика транспорта;

· транспортная экология и энергоэффективность;

· доступная среда;

· интеллектуальные транспортные   системы и цифровизация процессов и услуг на автомобильном и городском транспорте.

Результаты научно-исследовательским работ НИИАТ были и продолжают оставаться востребованными как со стороны органов власти различного уровня, так и со стороны перевозчиков и потребителей транспортных услуг.

За последние годы ОАО «НИИАТ:

· является головным разработчиком многих проектов в рамках федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2005-2012 годах» и «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;

· выполнял и выполняет комплексные проекты в области повышения экологической безопасности автомобильного транспорта, в частности, разрабатывал Методики расчета выбросов от объектов автотранспорта;

· является разработчиком основ государственной политики в области обеспечения устойчивости функционирования городских транспортных систем, способствующей качественному и безопасному обслуживанию населения и улучшение социально-экономической ситуации в российских городах и городских агломерациях;

· разрабатывал и осуществляет сопровождение внедрения в регионах России методических рекомендаций по формированию социальных стандартов транспортного обслуживания населения, по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, порядка определения начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования и наземным электрическим городским транспортом;

· разрабатывал проект организации работы Керченской переправы и предотвращения транспортной блокады Республики Крым в 2014 году, осуществлял работу по проектам модернизации транспортных систем городов Симферополь и Севастополь;

· реализовывал и продолжает реализовывать целый ряд проектов в области повышения климатической безопасности и энергоэффективности автомобильного и городского наземного транспорта, в том числе осуществляя постоянную работу по нормированию расхода топлива подвижным составом автотранспорта;

· является ведущим разработчиком программ и проектов в области обеспечения доступности транспортных услуг для инвалидов и других категорий маломобильных групп населения.

Институт по заказу Минтранса России разрабатывал:

· проект Стратегии развития автомобильного и городского электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года;

· Концепцию транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России (одобрена Минтрансом России, Минспортом России и Оргкомитетом Чемпионата мира), Концепцию транспортного обеспечения Зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярск;

· раздел Плана управления перевозками в рамках проведения мероприятий Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в г. Екатеринбург;

· Операционный мастер-план транспортного обеспечения Кубка Конфедераций 2017 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года на территории Краснодарского края (план управления перевозками);

· Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортной отрасли.

ОАО «НИИАТ» является разработчиком предложений по созданию, развитию и функционированию единого парковочного пространства в городах Российской Федерации, проводит научные исследования, направленные на выявление перспективных областей использования автономных транспортных средств и основных препятствий для их применения в перевозочном процессе.

В течение 2015-2020 годов ОАО «НИИАТ» осуществлял разработку целого ряда важных для отрасли нормативных и методических документов, таких как:

·  правила технической эксплуатации городского наземного электрического транспорта;

·  предложения по организации технической эксплуатации автомобильных транспортных средств на электрической тяге (электробусов), не имеющих постоянного соединения с сетью;

·  предложения по обеспечению безопасности  дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, и  формированию        информационных        систем    предрейсового (предсменного) контроля технического состояния транспортных средств в рамках комплексного подхода к созданию интеллектуальных транспортных систем с учетом перспективы дальнейшего развития информационных систем контроля технического состояния транспортных средств в системы электронного оборота путевых и перевозочных документов;

· методика введения временных ограничений и прекращения движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения;

· рекомендации по применению программных продуктов математического моделирования транспортных потоков при разработке комплексных схем организации дорожного движения, проектов организации дорожного движения, а также проектов автоматизированных систем управления дорожным движением;

· концептуальные подходы к использованию современных технических средств индивидуальной мобильности (велосипедного транспорта, самокатов, гироскутеров, «сегвеев», «моноколес») в целях создания нормативной и методической основы для развития этих форм мобильности.

ОАО «НИИАТ», реализует   поставленные    перед   Минтрансом   России задачи развития международного научно-технического сотрудничества и кооперации в рамках международных правительственных и неправительственных   организаций. Также институт сотрудничает с такими международными организациями как:

· ЕЭК

· ООН

· ЮНЕП

· ВОЗ

· Международный центр качества топлива

ОАО «НИИАТ» на протяжении нескольких лет успешно проводит специализированные обучающие конференции и семинары, посвященные вопросам совершенствования организации дорожного движения, целью которых является повышение профессионального уровня руководящих работников и специалистов отрасли в области организации дорожного движения, формирование в массовом сознании населения соответствующего отношения к проблемам безопасности и организации дорожного движения.

С 2014 года Институт ежегодно успешно организует и проводит Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей транспортных средств, а также активно ведет информационно-пропагандистскую кампанию, направленную на водителей коммерческого, грузового и пассажирского транспорта в целях повышения их ответственности и культуры поведения на дороге, осуществляет подготовку тематических телепрограмм.

ОАО «НИИАТ», выступая в качестве уникальной экспертной организации Минтранса России, регулярно привлекается к подготовке различных мероприятий государственного уровня:

· заседаний президиума Государственного совета Российской Федерации (в 2016-2017 годах – «О безопасности дорожного движения», «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», «О комплексном развитии пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации»);

· заседаний Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации;

· различных межведомственных и внутриминистерских совещаний.

В своей работе Институт поддерживает тесные отношения с рядом высших учебных заведений страны, осуществляющих подготовку специалистов в области автомобильного транспорта. На базе ОАО «НИИАТ» организована базовая кафедра МАДИ «Устойчивый городской транспорт». При Институте работает аспирантура ОАО «НИИАТ».

Институт располагает уникальной, единственной в стране отраслевой библиотекой, содержащей более 50000 единиц хранения научной и технической литературы, научно-технических отчетов.

На базе ОАО «НИИАТ» существует Музей истории автомобильного транспорта России.

Вступая в 10-е десятилетие своего существования ОАО «НИИАТ» продолжает оставаться современной научной организацией, сохраняющей свои традиции, но в то же время, постоянно актуализирующей и обновляющей направления своей деятельности и свой научный потенциал.

 

Организационная структура ОАО НИИАТ представлена в разделе «Организационная структура».